Весной 1970 года в США было объявлено, что «Форд Мотор Компани» согласилась стать генеральным подрядчиком КАМАЗа. Это решение вызвало резкий протест со стороны министра обороны США Мэлвина Лэйрда, которому уже виделись в Северном Вьетнаме советские грузовики, производимые с помощью США, сообщают «Вести КАМАЗа». Как об этом было написано в еженедельнике «За рубежом» в номере за 29 мая – 4 июня 1970 года передает блогер «Вестей КАМАЗа», директор музея КАМАЗа Александр Чухонцев. Генри Форд объявил, что вынужден отказаться от предло¬жения русских строить в Рос¬сии грузовики. По словам официальных представителей «Форд мотор компани», основную роль в решении фирмы сыграло критическое выступление министра обороны США Мелвина Лэйрда. Форд дал понять, что его раздосадовала эта акция прави¬тельства США. Он получил приглашение посетить Советский Союз в марте и поехал туда в апреле. «Мы приняли советское приглашение, потому что правительство США всячески подчеркивало, что оно поощряет активизацию торговли с восточноевропейскими странами, - сказал он - Правительство США было заранее извещено о нашей поездке, и оно ничем не выразило своего отрицательного к ней отношения». Однако в Соединенных Штатах министр обороны Лэйрд язвительно заметил в интервью, данном корреспонденту одного из американских журналов, что «некоторые люди считают, что лучший способ наладить отношения с Советским Союзом - это отправиться в Россию и строить для русских грузовики». Вначале Форд назвал выпад Лэйрда «вводящим в заблуждение» американское общественное мнение. Теперь он заявил: «С моей точки зрения, весьма прискорбно, что министр обороны Лэйрд решил выступить со своим официальным заявлени¬ем еще прежде, чем мы успели серьезно обсудить этот вопрос внутри нашей фирмы. Собственно говоря, мы не просили его бесплатных советов. Подобный метод поощрения деловой активности кажется мне в высшей степени странным». Форд добавил, что экономическое сотрудничество между Востоком и Западом, «не идущее вразрез с жизненно важными интересами безопасности США, было бы полезно для обеих сторон.Заявление Форда, что его фирма не может сотрудничать с Советским правительством в строительстве крупного автомобилестроительного комплекса, судя по всему, не отразится на планах русских в отношении этого проекта. Еще до приезда Форда в Москву Советский Союз объявил, что на реке Каме, в городе Набережные Челны, в 570 милях восточнее Москвы, будет построен завод по производству моторов для грузовых автомобилей и кузовов для них. У Генри Форда есть веские основания возмущаться тем, что правительство Соединенных Штатов блокирует сделку, которую он обдумывает в связи с предложением помочь построить в России автомобильный завод. Грузовые автомашины едва ли можно считать «стратегическим» товаром. Их производство не связано с секретами и особой технологией. В России их могут и будут производить без помощи компании Форда. Автомобильный магнат, который в прошлом месяце ездил в Москву, чтобы начать переговоры, предпринял свою поездку с серьезными намерениями. Государственный департамент дал понять, что он не возражает, если Форд будет действовать на деловой основе. Советское пра¬вительство сделало ему предложение. Поэтому угрозы вмешательства правительства США и срыва этой сделки, казалось, не существовало. Однако вмешался министр обороны Мелвин Лэйрд - он дал интервью одному журналу. «До передачи технической документации на производство грузовых автомашин в Советском Союзе и до того, как начнется строительство завода для их выпуска, - заявил Лэйрд, - Советский Союз должен чем-то показать, что он не будет продолжать посылать грузовые автомашины Северному Вьетнаму, который использует их на тропе Хо Ши Мина». Это был дешевый прием. Форд ничего не собирался «да¬рить». Он, возможно, собирал¬ся продать что-нибудь такое, что русские легко могут получить в других странах. Эта ссылка на Ханой была глупостью. Советские грузовые автомашины все равно будут отправляться в Северный Вьетнам. По логике Лэйрда, всякая торговля и всякие контакты с Советским Союзом должны быть прекращены, поскольку все они так или иначе выгодны Советскому Союзу. Такой подход неправилен, потому что торговля и контакты могут быть выгодны также и американцам.
Весь материал и ссылка на pdf-версию статьи - здесь.
|