Главная » Блог » 2015 » Ноябрь » 5
» Есть ли надежда, что укрепляемая губернаторами вертикаль не окуклится и не замкнется в себе окончательно.
06:25
Есть ли надежда, что укрепляемая губернаторами вертикаль не окуклится и не замкнется в себе окончательно.
Отгремевший в Черноземье сентябрьский единый день голосования не принес сюрпризов, лишь закрепив на фоне впавших в политическое безразличие горожан институциональное и ресурсное доминирование региональных властей. Город Орел как «последний бастион», где оппозиция в лице КПРФ имела половину депутатских мандатов и кресло главы муниципалитета, пал под натиском причудливой коалиции губернатора-коммуниста и региональной «Единой России». Теперь и в столице Орловщины утвердилась доминирующая в большинстве российских регионов модель, в которой партия власти контролирует «пакет» от двух третей до трех четвертей голосов, а парламентской оппозиции отведена своеобразная депутатская резервация, изображающая плюрализм представительных структур, но реально практически не позволяющая ей влиять на принятие политических решений. Впрочем, теснимые на периферию и все более попадающие в зависимость от вертикали системные оппозиционеры рады и скромной резервации, лишь бы не выпасть из политического процесса окончательно. Поэтому все чаще предпочитают «договорные матчи» реальной борьбе. Правда, там, где «договорные матчи» не складываются и нарушаются доминирующей стороной, а их участники оказываются носителями серьезных ресурсов, возникают громкие скандалы. В данном случае речь идет о «перестаравшихся» с обеспечением результатов партии власти на региональных выборах воронежских «политических менеджерах» и обиженных ими влиятельных политтехнологах из «Справедливой России».Однако и орловские политические битвы, и воронежские послевыборные скандалы стали, скорее, исключениями из утвердившейся на просторах Черноземья «политической стабильности», в которой губернаторские команды отстроили под себя региональные политические системы и почти повсеместно добились обширного политического контроля над вверенными территориями. В Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской областях в рамках избирательных кампаний разных видов и уровней и по их итогам за редкими локальными историями - как исключениями - не было слышно ни о чем, что напоминало бы реальную конкурентную политическую борьбу ресурсных игроков. Встраивание муниципалитетов Черноземья в вертикаль наиболее ярко проявилось в истории Долгоруковского района Липецкой области, где представительный орган был распущен решением суда: формально – из-за выхода из его состава критически значимого числа депутатов, фактически – из-за нежелания последних утверждать в должности главы района (одновременно главы администрации) губернаторского выдвиженца. Липецкий регион являет нам впечатляющую динамику использования предложенных федеральным законодателем моделей местного самоуправления. Сначала губернатор региона Олег Королев долго критикует идею сити-менеджеров, затем осенью прошлого года руками областного парламента молниеносно вводит ее в муниципалитетах, а весной, воспользовавшись изменениями в федеральном законодательстве, где появилась должность «сильного главы» муниципалитета (совмещающего статус высшего должностного лица и главы администрации), но избираемого не населением, а депутатами по итогам конкурса, закрепляет эту конструкцию в регионе. И вот появляется возможность «отрихтовать» муниципалов в рамках новой модели; правда, как представляется, искусство управления все же состоит в поиске компромисса между руководством региона и местными интересами, носителями которых выступают депутаты. Однако губернаторская команда предпочитает «игру с нулевой суммой», и под разговоры о том, что «мы не вмешиваемся», депутатов привычно обвиняют в «политическом балагане», распуская решением суда. История получает всероссийскую известность, а новый состав райсовета будет комплектоваться уже не на прямых выборах, а методом делегирования с нижнего уровня муниципалитетов под бдительным присмотром областной власти (такая же схема принята теперь в Белгородской, Тамбовской, Орловской областях). В том, что новые делегированные в райсовет «избранники» утвердят кого надо, сомнений быть не может. История с Долгоруковским райсоветом Липецкой области как лакмусовая бумажка показала острейшую проблему новой муниципальной реформы, которая фактически дала права губернаторам «рисовать» системы управления в подведомственных им регионах по своему усмотрению – где и как искать баланс между логикой «вертикализации» и местными интересами, которые далеко не всегда видны из кабинетов региональных глав. Хотя не сомневаюсь, что сами они уверены в обратном. Внедрив повсеместно институт сити-менеджеров и «сильных глав», избираемых депутатами по конкурсу (прямые выборы главы городского округа остались только в Воронеже, а глав районов – в Курской области), губернаторы ждут «эффекта управленческой консолидации» для решения как антикризисных задач, так и задач развития. И, надо честно сказать, существенный позитивный эффект «управленческая консолидация», безусловно, дает: достаточно посмотреть на динамику развития в последние годы тех черноземных регионов, где была сформирована моноцентрическая система власти. Однако не зря в науке существует понятие «предел управляемости», а в публичном управлении особое значение имеют категории легитимности и обратной связи. Как, скажем, будет восприниматься новый глава Липецка, которого изберут депутаты по итогам конкурса, если их, в свою очередь, избрало 19 процентов городских избирателей? Насколько он будет способен адекватно отражать и защищать городские интересы? В какой мере населением будут приниматься нанятые по конкурсу «менеджеры» муниципалитетов, не имеющие публичной легитимации? Губернаторам можно отмахиваться от этих вопросов как от назойливой мухи, уповая на функциональность и консолидированность вертикали, но в условиях нарастающих ресурсных ограничений эти вопросы буду звучать все громче. Не знаю, настанет ли кризис управления в рамках консолидированных вертикальных систем, но количество сбоев, без сомнений, будет расти. А если предположить, что население вдруг «воспрянет от сна» и потребует реального политического и управленческого участия – тогда и до кризиса совсем недалеко. Сегодня же можно посоветовать черноземным региональным начальникам как минимум максимально опубличивать подготовку и выдвижение кандидатов в сити-менеджеры и «сильных глав, избранных по конкурсу», а также в делегируемые на районный уровень депутаты. Готовить соответствующие муниципальные резервы на замещение этих должностей максимально открыто и публично. Технических вариантов может быть несколько, в том числе и через партию власти с процедурами вроде праймериз или публичных оцениваний, с программами обучения. Тогда есть надежда, что укрепляемая губернаторами вертикаль не окуклится и не замкнется в себе окончательно. - See more at: http://www.lipetsknews.ru/view/rihtovka-po-trebovaniyu-posle-edinogo-dnya-golosovaniya-regionalnye-vlasti-chernozemya-usilili#sthash.21czv7Ue.dpuf
Усмань 48 - современный информационно-справочный городской портал города Усмань Липецкой области. Администрация сайта не несет ответственности за комментарии и информацию пользователей. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.