Старообрядцы, во множестве переселявшиеся на нижегородскую землю в XVII веке, были известными «фальшивомонетчиками». Вспомнить хотя бы хохломское «золото», о котором мы уже рассказывали. Конечно, не от хорошей жизни шли наши предки на подобные ухищрения. Гонимая реформаторами церковь редко могла позволить себе настоящее золото, и потому ее радетели проявляли смекалку. В результате появились уникальные промыслы, которые, несмотря на свою древность, очень органично вписываются в современную жизнь. Один из них — городецкая золотная вышивка, секреты которой корреспонденту ИА «В городе N» приоткрыли на единственной фабрике, где владеют этим необычным искусством.«Наши крестьянки издавна ходили в вышитых вещах. На сорочках и полотенцах вышивали один из местных традиционных узоров — птицу счастья. Она считалась оберегом. Каждая девушка сама вышивала себе приданое к свадьбе. Чем богаче была одета будущая невеста, тем больше у нее было шансов удачно выйти замуж. А если сваты приходили в одежде с золотной вышивкой, это означало, что семья зажиточная, в такую почетно отдать дочь», — рассказывает исполнительный директор фабрики золотной вышивки в Городце Наталья Салалеева.Расшитый золотом платок стоил как корова. Нить на подобный наряд нашивалась методом прикрепа; после того, как ткань изнашивалась, ее отпарывали и использовали для нового предмета гардероба. В прошлом использовались два вида золотой нити — волоченая и пряденая. В последнем случае драгоценным металлом обвивалась шелковая или хлопчатобумажная нитка. Метод волочения самый древний. Металлическую заготовку протягивали через мельчайшие отверстия в специальной пластине-матрице. Полученная нить называлась битью. Ей, например, вышит хранящийся в выставочном зале фабрики городецкой золотной вышивки платок XVIII века. Виноград выполнен канителью — битью, скрученной в спираль, с ее помощью создавались рельефные элементы рисунка.Золотая нить скоро вышла из употребления, сменившись имитирующей драгоценный металл металлической. Сейчас на фабрике используют синтетические нитки в металлической оболочке — из Турции и Китая, причем не обязательно золотые, а самых разных цветов, отчего один и тот же рисунок каждый раз «играет» по-разному.«Мы можем вышить любой рисунок. Например, по заказу городецкой администрации делали панно с изображением Александра Невского для подарочного фонда. На выставку народных художественных промыслов «Ладья» готовили панно «Древо жизни» с пчелами и сотами. Но наш традиционный узор — это птицы счастья, сказочные цветы, травы, колоски. Поскольку традиция вышивки восходит к византийскому православию, в ней часто используется изображение винограда — ведь Христос в Евангелии уподобляется виноградной лозе».
Читать:http://www.vgoroden.ru/?id=419442
Усмань 48 - современный информационно-справочный городской портал города Усмань Липецкой области. Администрация сайта не несет ответственности за комментарии и информацию пользователей. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.