В русском политическом словаре это слово неожиданно возникло несколько лет назад - с подачи так называемых либералов и таких же псевдоинтеллектуалов. Их "ватник" воплощает все изъяны российского общества - нетрезв, немыт, глуп, ленив. Да к тому же он квасной патриот. "Ну ты и ватник!" - звучит в устах бойцов социальных сетей как оскорбление. За "ватничество" принято изгонять из творческих тусовок, как раньше изгоняли из творческих союзов.
Что ж вспомним, чем был и остается ватник в истории нашей страны. Он заслуживает самых теплых слов и доброй памяти.
Ватник - это стеганая куртка на вате. И, пожалуй, один из самых древних вариантов многофункциональной одежды. Если китайцы и маньчжуры спасались в ватных халатах и кафтанах от морозов и сильных ветров, то смуглые аксакалы Тамерлана, завернувшись в пухлые "кэфтэн" и "тегель", пили обжигающий зеленый чай, потели и тем самым боролись с жарой.
Средневековые европейцы тоже носили ватники. Модники форсили в коротких куртках-джуббах, похожих на шары. Рыцари в походах и во время турниров надевали акетоны - стеганые поддоспешники на вате. Эти куртки не только смягчали удар во время боя, но и защищали от ранений. Ведь тогда рыцари часто умирали от случайно попавшей в рану частицы собственной кольчуги.
Ну а на Руси ватные куртки появились примерно в XV веке, чудесным образом объединив восточный "кэфтэн" c западным акетоном. В них на Руси спасались от морозов, лихо рубились с татарами и ливонцами. К XVII веку кофты и куртки на вате так полюбились русскому народу, что стали частью национального костюма.
Крестьяне бегали по снежку в суконных армяках на толстой ватной подкладке. Розовощекие барышни приберегали для свиданья душегреи с широкими рукавами и щегольскими складками.
Но истинную славу ватники снискали в совсем недавние исторические времена.
Ватник - долгожитель-фронтовик. И в этом его крепкая генетическая связь с рыцарским акетоном. Упоминания о ватнике содержатся в официальных бумагах и дневниках героев Плевны и Шипки. Правда, те странные бешметы и полушубки, которые спасали офицеров от смерти во время Русско-турецкой войны, были балканскими по происхождению. Их покупали, а иногда получали в подарок наши военные, когда совершали титанический переход через горные перевалы. И уже позже император Александр III, оценив эффективность морозостойкой амуниции, основательно утеплил русскую армию - мундирами и барашковыми шапками. Тогда же кавказские казаки и охотники (разведчики) надели ватные бешметы и полушубки. Часто носил их, кстати, и сам император.
Ватные тулупы, купленные у маньчжуров, спасали офицеров русской армии от холодов во время Китайского похода. Пригодились тулупы и во время Русско-японской войны, причем на сопках Маньчжурии в них не только согревались. Сшитые из грязновато-коричневого текстиля, они служили отличным средством камуфляжа и многим спасли жизни. Ведь наша армия отправилась на театр военных действий в форме, совершенно не соответствовавшей географическим и боевым условиям. Она была холодной, неудобной, а главное, плохо маскировала, особенно белые офицерские кители. Собственно, тогда и возникла идея внедрить в форменный костюм камуфлирующие элементы. Правда, получилось это лишь после окончания Русско-японской.
Короткие куртки-бекеши встречаются на фотографиях Первой мировой. Есть даже версия, что классический советский ватник родом именно оттуда. Красивая версия, но ложная. Отнюдь не все ватные тулупы, которые носили наши солдаты и офицеры, были стегаными. А стежка - это все-таки определяющий элемент классического советского ватника.
8 октября 1932 года считается официальным днем рождения советского ватника. Именно тогда Комитет по стандартизации Народного комиссариата легкой промышленности издал описание телогрейки - однобортной стеганой куртки на вате из гимнастерочного материала цвета хаки. Но мало кто учитывает, что это всего лишь опубликованный стандарт и что стеганые телогрейки стали популярны раньше - еще в 1920-е годы. Архивные снимки это подтверждают. Носили их все - рабочие и колхозники, милиционеры и торговцы, беспризорники и лишенцы "из бывших". И, конечно, военные, но строго под шинелями.
В течение 1930-х годов телогрейка совершенствовалась - менялся материал, появлялись удобные детали. И в августе 1941 года Красная армия получила новый вариант ватника - с отложным воротником. Отныне ватник было приказано носить вместо шинели - в качестве верхней одежды. По этой причине на воротнике нашивались петлицы со знаками различия. Дешевая, в меру удобная вещь была чрезвычайно популярна среди бойцов. И стала одним из главных символов Великой Отечественной войны.
Но стеганый ватник - и символ ГУЛАГа. Его описания приведены в списках вещевого довольствия заключенных. Выдавали телогрейки только "работающим на наружных работах и в неотапливаемых помещениях". Но это не спасало на северных лесоповалах. Те, кто мог, запасались перед арестом меховыми полушубками и шерстяным бельем. Эти вещи ждали своего часа в знаменитых чемоданчиках под кроватями, ставших еще одним символом 1937 года. Мода на ватники вернулась уже в нынешнем веке, причем одновременно в России, США и Европе. Многие именитые марки одежды представили свои версии стеганок. Одни взяли за образец рыцарский акетон, другие - защитные латы футбольных вратарей начала ХХ века. Российские модельеры Нина Неретина и Донис Пупис в 2011 году изящно преобразили сумрачный русский ватник в задорный пестрый элемент гардероба. В модных сине-белых ватных куртках наши спортсмены открывали зимнюю Олимпиаду в Сочи в 2014 году. А в ноябре прошлого года модельер Егор Зайцев и писатель Захар Прилепин представили линию ватников "Егор и Захар".
Усмань 48 - современный информационно-справочный городской портал города Усмань Липецкой области. Администрация сайта не несет ответственности за комментарии и информацию пользователей. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.