Как отмечают организаторы четвертого ежегодного исследования работы российских вузов, основанного на студенческих отзывах, в отличие от многочисленных рейтингов, которые выстраивают вузы, здесь учитывались голоса реальных граждан, имеющих полное право высказать свою точку зрения относительно качества обучения и комфортности пребывания в стенах конкретной образовательной организации. — Сбор информации проходил на нашем сайте и в специально созданной группе социальной сети ВКонтакте, — рассказал руководитель проекта “Типичный абитуриент” Владислав Белый. — При этом мы постарались очень тщательно изучить каждый отзыв, чтобы отсеять откровенный спам, демагогию, скрытую рекламу или чёрный пиар, а также очень короткие и невнятные сообщения. Все отзывы, прошедшие тройную фильтрацию, были размещены в открытом доступе, и посетители могли оценить каждый из них по принципу “верю – не верю”.
В этом году в исследовании приняли участие 98 государственных вузов России. Было проанализировано 1377 страниц текста, написанных приблизительно 800 студентами. Определяли правдивость мнений около 30000 интернет-пользователей.
Выяснилось, что студентов волнуют следующие “темы”:
1. преподавательский состав;
2. образовательный процесс;
3. студенческая жизнь и атмосфера в вузе;
4. общежитие;
5. месторасположение вуза;
6. деканат и учебная часть;
7. однокурсники;
8. коррупция;
9. свободное время;
10. отчисления;
11. иностранные языки;
12. международные связи;
13. трудоустройство;
14. наука;
15. корпуса;
16. спорт;
17. репутация вуза;
18. столовые;
19. поощрения;
20. платное образование.
Студенты отметили, что в вузе им нравятся:
1. преподаватели;
2. сложная учёба;
3. насыщенная студенческая жизнь;
4. наличие общежития и хороший ремонт;
5. хорошее месторасположение вуза;
6. наличие свободного времени;
7. оправданные ожидания от вуза;
8. лёгкая учёба;
9. наличие хороших практик и стажировок;
10. хорошая репутация вуза.
В то же время студенты не довольны в своём вузе:
1. плохими преподавателями;
2. плохим студенческим контингентом;
3. плохими лекциями и семинарами;
4. коррупцией;
5. лёгкой учёбой;
6. проблемами с общежитием;
7. плохим деканатом и учебной частью;
8. сложной учёбой;
9. проблемами с корпусами.
— Как вы видите, одни и те же моменты разные студенты могут оценивать по-разному, - обратил внимание присутствующих Владислав Белый. – Одним нравится сложная учёба, другим, наоборот, лёгкая. Одни считают месторасположение вуза удачным, другие – нет. И так далее. Но если проанализировать то, на каком месте стоит то или иное утверждение, становится очевидно: студенты в целом понимают, что в вузе надо учиться, что учёба – процесс сложный и что они готовы к этому.
Как добавила руководитель проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” Наталья Тюрина, сегодня в вуз пришли люди, которых социологи называют “поколением миллениалов”, а некоторые попросту – “непоротым поколением”.
— Их главное отличие – отсутствие авторитетов, какого-бы то ни было пиетета к своим преподавателям и вузу, — отметила Наталья Тюрина. – Это выражено, прежде всего, в том, что они не готовы прощать своим преподавателям легкомысленного отношения к делу, опозданий на лекции и семинары, плохой подготовки. По их мнению, если ты работаешь в вузе, то должен выполнять свои обязанности максимально эффективно, и то, что ты – заслуженный деятель наук или профессор, ни коим образом не даёт тебе право прийти на 20 минут позже или вести себя неподобающим образом. То же касается и отношения к вузу в целом. Сегодня многие университеты стараются пиариться посредством своего бренда, мол, если мы существуем сотни лет, то у нас по умолчанию всё гораздо лучше, чем у недавно созданных вузов. Но если студент видит, что это не так, он сразу же высказывает свои претензии, и ему безразлично героическое прошлое своей альма-матер, если настоящее не оправдывает ожиданий. Ведь главное – это качество образования, которое человек получает здесь и сейчас. И ещё. Современная молодёжь выросла в Интернете, ребята имеют возможность получать больше информации о состоянии дел в целом по стране и мире, а потому считают себя вправе не только сравнивать, где лучше, а где хуже, но и задавать вопросы – почему там, где я учусь, нет услуг и сервисов, которые есть в других местах, почему в одном вузе руководство более охотно идёт на контакт со своими студентами, учитывает их пожелания, а у нас – нет?
По словам Натальи Тюриной, такое отношение к действительности во многом связано ещё и с тем, что сейчас всё больше и больше студентов учатся на платной основе. Однако это вовсе не означает, что люди в результате стали слишком капризными, нет, просто они теперь гораздо более ответственно подходят к учёбе, понимая: если уж за неё приходится платить порой очень и очень немалые деньги, то они вправе требовать по-настоящему высокого качества как образования, так и условий. И это вполне справедливое требование.
— Мы разделили все вузы на три категории: Москва, Санкт-Петербург и остальные регионы, по месту нахождения, а также по профилю – социально-экономические, технические, классические, педагогические и медицинские вузы, — добавил Владислав Белый. – И получилась вот такая картина. Наибольшее количество счастливых (удовлетворённых своим вузом) студентов проживает в столице (43,2% от общего количества), в регионах же, как и следовало ожидать, максимальное количество недовольных (неудовлетворённых) студентов (44,9%). В классических университетах учится максимальное количество счастливых граждан (64,1%). А вот педагогические вузы, к сожалению, дали самый большой показатель неудовлетворённости (65,6%) и самый низкий – счастья (19,3%). При этом, стоит особо подчеркнуть, динамика здесь явно негативная, то есть отношение будущих педагогов к своему вузу становится только хуже.
Как интерпретировать эти результаты? Вполне возможно, мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда в педвузы пришли люди либо с большими амбициями, либо с тотальной неудовлетворённостью, либо с огромным желанием добиться справедливости, иначе бы они, как это нередко случается со среднестатистическим российским педагогом, просто не высказывали своё недовольство публично. Если это так, то не всё потеряно, и скоро эти же люди придут в школу, где, точно так же не будут молчать, если им что-либо не понравится. Хотя, конечно, можно представить это и в другом свете: в педвузы идут самые “непоротые” из миллениалов, которые сильнее всех желают жить лучше остальных. Ещё одна версия выглядит куда более прозаичной: все это объясняется особенностями организации обучения, и, в частности, наличием педпрактик, на которых студенты сталкиваются с суровой реальностью. Именно там будущие учителя очень скоро понимают – вуз не даёт им того, что на самом деле необходимо современному педагогу.
Но это всё лишь догадки, а как оно обстоит на самом деле, ещё предстоит выяснить.
В конце концов, на той же пресс-конференции были названы и своего рода победители, то есть вузы, в пользу которых высказалось наибольшее количество студентов. И среди них, между прочим, есть Московский городской педагогический университет. Так что – ещё не всё потеряно!..
|