В 1965 году президент Франции Шарль де Голль собрал все бумажные доллары, которые только смог, – полтора миллиарда наличными – и вывез их в США, предложив американскому президенту Линдону Джонсону обменять эту макулатуру по официальному курсу, 35 долларов за унцию золота. И Джонсон, не ожидавший подобной наглости, вынужден был осуществить обмен. Но не всей денежной массы, а примерно её половины. Так или иначе, но уже в августе 1965 года золотой резерв Франции исчислялся 4400 тоннами благородного металла. И самое главное, Париж настоял на том, что принадлежащие ему золотые слитки не будут храниться в подвалах Федерального банка Нью-Йорка, а переедут на родину.
Шестьдесят стран мира хранят свои золотые запасы в США
Париж – настоял, а вот Берлин – не сумел. Два года назад несколько не самых бедных стран, в числе которых были Германия и Голландия, попытались вернуть свои золотые запасы, «зарытые» на заокеанском «поле чудес». Но тщетно. Нет, в Вашингтоне им, разумеется, пообещали, что когда-нибудь – по меткому выражению братьев Стругацких, «с течением вечности» – золото отдадут. Только не скоро.
Считается, что немецкий золотой резерв – второй в мире после американского – 3400 тонн, что по рыночной стоимости соответствует примерно 140 млрд евро. Всё это золото приобреталось на биржах Нью-Йорка, Лондона и Парижа. И там же оно и оставалось – «на доверительном хранении». Дошло до того, что примерно 45% золотого запаса Германии (порядка 1500 тонн драгоценного металла) хранилось в Федеральной резервной системе США, ещё 450 тонн – в Великобритании и 374 тонны – во Франции. Когда же два года назад депутаты бундестага сосчитали, сколько золота находится непосредственно в Германии, то были немало удивлены, насчитав лишь чуть более 1000 тонн. Разразился скандал. «Может ли считаться суверенной страна, две трети золотого запаса которой хранится за рубежом?» – риторически вопрошали депутаты канцлера Ангелу Меркель. Но ничего так и не добились.
Кстати, в этой связи в новом свете предстаёт поведение официального Берлина по отношению к Москве в свете украинского кризиса. Понять немцев немудрено: страшно лишиться преференций в торговле с Россией, но ещё страшнее потерять половину своего золотого запаса, «зарытого» в недрах Федеральной резервной системы Америки. Кстати, сегодня «на хранении» в США находятся золотые резервы 60 государств мира – частично или полностью. Шестьдесят «буратин» – и одно на всех «поле чудес»!
Вслед за Германией попытались вернуть домой свой золотой запас и Нидерланды – после того как местная пресса сообщила голландцам о том, что 90% их золотого резерва (612,5 тонны) находится за океаном. Голландия, надо сказать, изумилась – а почему, собственно, нельзя хранить деньги в своей собственной кубышке, а не в американской? Масла в огонь подлила публикация интервью Джима Рикардса, автора книги «Валютные войны», заявившего, что «в случае крайней необходимости США могут конфисковать хранящееся у них золото других стран». Ходят слухи, что именно отказ Вашингтона вернуть золото голландцам спровоцировал отречение от престола королевы Беатрикс. Но и голландцам их золото не вернули – так же, как и немцам.
Впрочем, чем считать чужое золото, лучше подумать о своём. А в том, что в хранилищах Форт-Нокса есть и слитки российского происхождения, сомневаться не приходится.
Сколько золота украла Америка у России
Сколько российского золота находится за океаном, сказать сложно. По одним данным, полторы тонны, по другим – не менее десяти. Попробуем сосчитать. Итак, в 1914–1916 годах Российская империя вознамерилась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия. Иностранные подрядчики выдвинули условие: 100-процентная предоплата золотом. Россия расплатилась сполна. И тут вдруг выяснилось, что у Великобритании нет возможности выполнить поставку оружия в срок: на складах имелось лишь около 10% заказа, ещё 20% оружейники обязались изготовить к концу 1916 года и отправить в Архангельск. Но грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне позабыли. А США, в свою очередь, не отправили в Россию вообще ничего: поставки должны были начаться только в феврале 1917 года, но из-за политической неразберихи в Петрограде они так и не начались. А деньги между тем были получены в полном объёме – порядка 200 млн золотых рублей осели в Лондоне и ещё столько же – за океаном.
В своё время подсчётом российских денег, которые застряли в английских и американских банках во время Первой мировой, занимался известный советский историк, сотрудник Академии наук СССР, профессор Владлен Сироткин. По его расчётам, только с конца 1915-го и до конца 1916 года царское правительство отправило в США несколько партий золота в качестве залога для закупки оружия и «бездымного пороха». Но ни оружие, ни порох до нашей страны так и не доехали, хотя американская компания DuPont Chemical даже начала строить пороховой завод в Коннектикуте, чтобы поскорее выполнить российский заказ. По данным Сироткина, один только контракт с DuPont Chemical, обеспечить который гарантировало американское правительство, оценивался в 40 млн британских фунтов стерлингов, что в пересчёте на золото составило 500 тонн драгоценного металла!
Четыре года назад депутаты Госдумы вознамерились было взыскать старые долги с иностранцев – прежде всего с США. Инициатива возникла не на пустом месте. Ещё в 1992 году в России был создан Международный экспертный совет по зарубежному российскому золоту, недвижимости и царским долгам, а чуть позже в Госдуме организовали комиссию, в состав которой наряду с депутатами вошли такие эксперты, как Владлен Сироткин и Марк Масарский. Но деятельность этих структур, как отмечал Сироткин в своих воспоминаниях, «искусственно притормаживалась». В 2010 году в Думе прошли широкие слушания по вопросу взыскания иностранных долгов в пользу нашей страны, но с тех пор ничего так и не изменилось – «царское золото» нам возвращать никто не намерен.
Почему Америка не отдаёт чужое золото? Она его давно продала!
Надо сказать, что поворотным моментом в вопросах внешних долгов царской России стал визит бывшего президента СССР Михаила Горбачёва в Париж в 1990 году. В ходе этого визита Горбачёв заключил с французским правительством соглашение, в соответствии с которым советская сторона впервые с момента Октябрьской революции 1917 года объявила себя правопреемницей предреволюционной Российской империи, а также всех временных режимов, возникавших на её территории в 1918–1922 годах. Два года спустя президент России Борис Ельцин там же, в Париже, перезаключил это соглашение, и теперь правопреемницей стала уже Российская Федерация. Надо сказать, что свои долги 100-летней давности мы вернули иностранцам сполна. Но вот нам не вернули долги ни США, ни Англия, ни Япония. Почему? Что касается американцев, то, по слухам, у них просто… нет нашего золота! Как, впрочем, и германского.
http://www.narodsobor.ru/events/economy/22134-zoloto-durakov#.VG9E2pVxljo
|