Что делать, если Вы случайно повредили товар в магазине?
В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (ст. 469 ГК РФ). Договор розничной купли-продажи считается заключенным, если продавцом был выдан покупателю кассовый или товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
По смыслу названных выше положений закона следует, что покупатель не должен платить за товар, который он разбил в магазине, пока он его не оплатил, и ему не выдали чек, подтверждающий оплату, в таком случае вся ответственность за товар ложится на магазин. Но это правило действует только тогда, когда Вы разбили товар случайно, не умышленно. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ) умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества»).
Ответственность за повреждение/уничтожение товара несет покупатель:
если он намеренно испортил товар (например, кинул бутылку об стену);
если, взяв товар в руки, он по неосторожности уронил его и разбил;
если к порче товара привело поведение, которое не соответствует принятому поведению в торговом зале (бег, танцы, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения).
В данных ситуациях Вы обязаны заплатить за товар, который разбили в магазине, в полном объеме.
Ответственность за повреждение/уничтожение товара несет магазин:
если в магазине мокрый пол, и покупатель разбил товар, поскользнувшись;
если в торговом зале узкие проходы между стеллажами (согласно ГОСТ Р 51773-2001 расстояние между параллельными стеллажами должно составлять не менее 1,4 метра);
если проходы заставлены коробками, товарами;
если товар расположен на стеллаже не устойчиво, что послужило причиной того, что, взяв один товар, упало еще несколько;
если товар разбился, упав с ленты на кассе.
В данных ситуациях вина полностью лежит на магазине, никто не вправе требовать с Вас возмещение ущерба. Если же Вам все-таки предъявляют требования об оплате товара, который был испорчен не по Вашей вине, покупатель имеет полное право отказаться от удовлетворения соответствующего требования, а в случае возникновения гражданско-правового спора последний разрешается в судебном порядке.
Усмань 48 - современный информационно-справочный городской портал города Усмань Липецкой области. Администрация сайта не несет ответственности за комментарии и информацию пользователей. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.