Большая банковская чистка - Блоги Усмани











Главное меню






Справочная
Об Усмани
Населённые пункты Усманского района
Администрация
Автошколы
Автосервис, услуги
Автомойки
Автозапчасти, аксессуары
Аптеки
Бассейны, бани и сауны
Банки и банкоматы
Библиотеки
Гостиницы
Достопримечательности Усмани и района, парки
Детские сады и развивающие центры
Для детей и будущих мам
Здоровье
Кафе, бары, рестораны
Канцтовары, книги
Коммунальные службы
Мебель
Медицина
Недвижимость
Школы Усмани, училища, коллелжи
Окна и двери
Одежда, обувь, аксессуары
Организация праздников, фото-видеоуслуги
Промышленность
Пищевая промышленность
Курьерские компании, пункты выдачи
Ремонт, сервисные центры
Религиозные организации
Реклама, СМИ
Ритуальные услуги
Салоны сотовой связи
Связь, Интернет, АТС, почта
Социальные службы
Сельские администрации
Салоны красоты, парикмахерские
Спорт, отдых, туризм, рыбалка
Страхование
Строительство, ремонт, отделка
Cтройматериалы, сантехника
Супер (мини) маркеты
Такси
Торговые центры
Транспорт, вокзалы
Инструмент
Инспекции, комиссии, фонды
УВД, МЧС, юстиция
Растения, животные, ветеринары
Wildberries, Ozon, пункты выдачи, ТК
Экстренные службы
Юридические услуги
Расписания транспорта
Разное
Почтовые индексы Усманского района
Уроженцы города Усмань
Магазины
Наши участковые
Новое фото
Новые фирмы
Статистика


Онлайн всего: 281
Гостей: 281
Пользователей: 0


Посетители сегодня:
Admin, Вилли, nik49, trimbita3, petruchio, Uzlo, dd848, nevi, limak, lebedart, mezentsev, vovk, Ariana, JonnaTirney, fokea, Gamburger, КристиночкаАджыгай, georgina, killmark, refoka, erikoz, Shantal, Snow_fell, MOSCOWW, Karlos, МаркОрлов, ГеннадийШунин, SergMalinov, leroylebron, bulatov9, Igorsivcov, [Полный список]



Главная » Блог » 2018 » Февраль » 28 » Большая банковская чистка


08:50
Большая банковская чистка

Российские правоохранительные органы в очередной раз активизировали борьбу с махинациями в финансовой сфере. За последние недели стало известно о новой серии уголовных дел и мер пресечения в отношении банкиров-мошенников, а несколько подозреваемых в крупных аферах бывших топ-менеджеров банков были задержаны за границей и ожидают решения об экстрадиции. Но взаимодействие органов финансового надзора с правоохранителями по-прежнему требует большей эффективности, поскольку отзывы лицензий у банков, занимавшихся противозаконными операциями, идут практически безостановочно, и в ряде случаев меры в отношении их владельцев и менеджмента могли быть приняты гораздо раньше, чем это произошло.

За шесть рабочих недель 2018 года Банк России отозвал уже восемь лицензий у коммерческих банков — процесс чистки финансовых рядов продолжается, несмотря на очередное заявление председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что основная часть недобросовестных игроков уже выведена с рынка. Правда, в последнее время под горячую руку регулятора попадаются главным образом небольшие банки, уход которых будет не слишком заметен, но основная симптоматика отзывов лицензий остается прежней: вывод активов через сомнительные операции. Хотя еще год назад зампред ЦБ Василий Поздышев говорил в интервью Reuters, что в дальнейшем регулятору в большей степени придется иметь дело с чисто экономическими проблемами банков, такими как недостаток капитала и недорезервирование, а не с криминальным выводом средств. В этом же интервью Поздышев сообщил, что для расчистки банковской системы потребуется еще полтора-два года, возможно, слишком оптимистично оценив перспективы ее оздоровления.

Первые недели 2018 года были отмечены и рядом сообщений о поимке подозреваемых в махинациях российских банкиров на территории стран Европы. Особенно примечательно выглядит задержание в амстердамском аэропорту «Схипхол» бывшего председателя совета директоров Витас-банка Василия Баринова, который находился в розыске уже давно и, похоже, полагал, что смог ускользнуть от преследования правоохранителей. По сообщению СМИ, Баринов прилетел в Амстердам по личным делам из другой европейской страны, то есть в соответствии с условиями Шенгенского соглашения ему даже не требовалось проходить в аэропорту паспортный контроль.

История с Витас-банком в хронике банковской чистки последних лет вообще стоит особняком — собственно, с нее эта чистка и начиналась, еще в бытность главой ЦБ Сергея Игнатьева. В марте 2012 года одним из акционеров этого банка стал легендарный бизнесмен Артем Тарасов — первый официальный советский миллионер. Вскоре после этого Витас-банк провернул весьма нетривиальную операцию, разместив для увеличения капитала крупные средства в советские облигации выпуска 1982 года. Тем самым вместо реальных 2 млрд рублей на балансе банка появилось сразу 100 млрд рублей, но совершенно виртуальных, поскольку погашение этих облигаций не было предусмотрено как минимум до 2015 года, хотя Тарасов и продолжал настаивать, что облигации СССР признаны госдолгом России и государство несет по ним обязательства.

Реакция ЦБ последовала почти сразу. Уже в июне 2012 года у «Витаса» отозвали лицензию, что по тем временам было событием не слишком частым. Например, в 2011 году, по данным портала «Банки.ру», такая санкция была применена всего-то к 17 банкам, почти ничего в сравнении с десятками отзывов в год при Эльвире Набиуллиной. Но вскоре после Витас-банка ЦБ, что называется, вошел во вкус.

Схема с советскими облигациями была далеко не единственной претензией ЦБ к владельцам «Витаса». Значительную часть своей деятельности этот банк вел в Дагестане — регионе, который на тот момент был одним из главных центров финансовых махинаций в стране. При этом у Витас-банка была довольно серьезная политическая «крыша» в виде «авторитетного» депутата Народного собрания Дагестана Магомеда Магомедова, известного в определенных кругах как Мага Банкир (в дальнейшем он был арестован и приговорен к длительному сроку заключения). Важную роль играл и директор махачкалинского филиала «Витаса» Иса Маадинов, подписывавший на физлиц без их ведома фиктивные кредитные договора, через которые выводились средства.

Масштаб криминальных схем в дагестанских банках стал еще более понятен в ноябре того же 2012 года, когда ЦБ отозвал лицензию у карликового Трансэнергобанка из Махачкалы, руководство которого за последние несколько недель перед крахом «нарисовало» вклады почти на 5 млрд рублей, а заодно и кредитный портфель вместе с кассой. По горячим следам ЦБ закрыл еще несколько дагестанских банков, а затем, уже в 2013 году, главой Банка России была назначена Эльвира Набиуллина, и чистка развернулась полным ходом в большинстве регионов.

Уходящий же Сергей Игнатьев напоследок дал большое интервью, в котором сообщил: «Как показывает наш анализ, больше половины всего объема сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями. Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц. При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов, я думаю, этих лиц, а также выгодоприобретателей этих операций можно найти».

Последующие события, по большому счету, и были направлены на последовательное выведение с рынка целых групп банков, практиковавших «схематоз». Задержание Василия Баринова спустя пять с половиной лет после отзыва лицензии у Витас-банка свидетельствует о том, что российские власти намерены искать банкиров-мошенников без срока давности и по всему миру (правда, Баринова и некоторых других задержанных в Европе экс-финансистов еще надо экстрадировать в Россию).

Еще одним прецедентным случаем стало задержание в Монако бывшего председателя правления Инвестиционного торгового банка Владимира Гудкова, который обвиняется в мошенничестве на 500 млн рублей. Это уже не первый случай, когда власти княжества задерживают находящегося в розыске российского финансиста — в апреле 2016 года такие же меры были применены к Георгию Беджамову, экс-совладельцу Внешпромбанка, от которого осталась «дыра» в капитале в размере 187,4 млрд рублей. Однако затем стало известно, что Беджамов покинул Монако и перебрался в Лондон, поэтому теперь для российских властей принципиально важно добиться выдачи Владимира Гудкова, чтобы создать прецедент экстрадиции из страны, считающейся одним из оазисов для беглых капиталов.

«К санкциям и прочим политическим вопросам задержания разыскиваемых банкиров не имеют никакого отношения, поскольку никаких ограничений в рамках взаимодействия следственных структур и других правоохранительных органов не вводилось, — комментирует управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. — Единственный момент, который теоретически может повлиять на действие зарубежных правоохранителей — это ситуация, когда фигурант дела о финансовых махинациях просит политического убежища или позиционируется как покинувший Россию под давлением властей. Но такие проблемы возникают далеко не со всеми странами, в том числе Евросоюза, среди них присутствуют разные позиции по данному поводу. В любом случае эти позиции не увязываются с антироссийскими санкциями, поэтому процесс выдачи подозреваемых в преступлениях в России, в том числе финансовых, никак не изменился за последние несколько лет. Но если раньше у кого-то из фигурантов таких дел были иллюзии, что они могут найти для себя на Западе в целом или в офшорных юрисдикциях какую-то „гавань“, где можно легализовать похищенные средства, теперь таких иллюзий, похоже, больше ни у кого нет».

Серия задержаний банкиров, подозреваемых в крупных махинациях, в начале года прошла и в России, причем как по горячим следам отозванных лицензий, так и по давно расследуемым эпизодам. В январе суд по ходатайству прокуратуры Тульской области отправил в следственный изолятор трех бывших руководителей банка «Первый Экспресс», обвиняемых в хищении 5 млрд рублей. В начале февраля в Красноярском крае под стражей оказались бывшие руководители небольшого банка «Канский» (лишен лицензии в декабре прошлого года), которых подозревают в хищениях со счетов вкладчиков. Практически одновременно стало известно о задержании бывшего акционера пермского Экопромбанка Владимира Нелюбина, которому было предъявлено обвинение в мошенничестве и хищении 200 млн рублей. Экопромбанк лишился лицензии еще в 2014 году, спустя два года проверка Агентства по страхованию вкладов выявила в нем миллиардные хищения, одним из подозреваемых оказался Нелюбин. Однако экс-банкир, ранее также бывший депутатом Заксобрания Пермского края, никуда не исчез и в конце прошлого года даже был замечен на региональной конференции «Единой России». В начале февраля Нелюбина пригласили на допрос в МВД, где и задержали, однако затем суд отпустил его под залог.

 
 

Тем не менее практика показывает, что очень часто банкиры, подозреваемые в махинациях, успевают скрыться в считанные часы до того, как за ними приходят оперативники. Например, практически сразу после недавнего отзыва лицензии у Сибирского банка реконструкции и развития (СБРР) управление МВД по Тюменской области возбудило по заявлению его сотрудников уголовное дело о крупном хищении на 500 млн рублей. За этим банком давно тянулся скандальный шлейф: один из его основателей, экс-депутат тюменской облдумы Сергей Коробов несколько лет назад был объявлен в розыск Интерполом, а супруга председателя правления и соучредителя СБРР Григория Романюты еще в октябре прошлого года была осуждена за злоупотребление полномочиями. Сам же Романюта, как сообщают тюменские источники, попросту исчез.

Есть и более примечательные недавние сюжеты, которые позволяют сделать вывод, что в отдельных регионах банковский надзор вкупе с вниманием властей, мягко говоря, хромает. В самом конце прошлого года неожиданно рухнул банк «Северный кредит», одним из акционеров которого было правительство Вологодской области. По российским меркам это было совсем небольшое кредитное учреждение (244 место по активам в стране), но в своем регионе банк выполнял системные функции — давал гарантии под местные инвестпроекты, через него выплачивались пенсии, проводились коммунальные платежи и т. д.

В середине прошлого года в «Северном кредите» неожиданно появились новые акционеры — Евгений Пикалов и Августин Моралес Эскомилья. Оба эти гражданина ранее имели отношение к крупным банковским аферам. Пикалов некогда был председателем правления Смарт-банка, лишившегося лицензии за операции по выводу средств и замеченного в нашумевшей молдавской схеме «Ладнромат», а Эскомилья считается организатором «потрошения» банка «Таурус», деньги из которого выводились по привычной схеме, через оформление фиктивных кредитных договоров. В марте прошлого года Следственный комитет сообщал, что местонахождение Пикалова и Эскомилья неизвестно, но уже через несколько месяцев они вполне официально объявились в Вологде. После этого приговор «Северному кредиту» был фактически подписан: сначала у банка появился новый и.о. председателя совета директоров Сергей Крылов, имеющий двойное гражданство России и Литвы, а через несколько недель сотрудники банка вдруг обнаружили, что топ-менеджмент организации исчез. ЦБ ничего не оставалось делать, как отозвать у банка лицензию в связи с полной утратой собственного капитала. Однако в данном случае четко сработали правоохранители: за несколько дней до краха «Северного кредита» Августин Моралес Эскомилья был задержан в Москве, ему предъявлено обвинение в хищении более 1,6 млрд рублей из банка «Таурус».

Махинация, которую провернули с «Северным кредитом» его новые акционеры, на жаргоне финансистов называется «подпалить банк»: выбранная жертва выкупается у прежних собственников, затем за предельно короткие сроки из банка выводят все активы, после чего он автоматически лишается лицензии с формулировкой «в связи с полной утратой капитала (собственных средств)». Такая схема практиковалась еще задолго до начала масштабной банковской чистки последних лет, и почему она вновь сработала, причем в банке с госучастием и под руководством людей с известной репутацией в банковском мире, еще предстоит выяснить. Одна из предварительных версий такова: мошенники воспользовались тем, что еще несколько лет назад пакет акций «Северного кредита», принадлежавший правительству Вологодской области, стал меньше блокирующего, в связи с чем региональные власти потеряли возможность полностью контролировать решения совета директоров.

Еще одна, причем совершенно курьезная, криминальная схема была обнаружена при расследовании деятельности банков «Тусар», «Инвестиционный Союз» и «Пульс столицы». Они были лишены лицензий в 2015—2016 годах, однако информация об аресте замешанных в схеме банкиров появилась лишь в конце прошлого года. По информации следственных органов, незадолго до отзыва лицензий руководство этих банков выдавало заведомо невозвратные кредиты подконтрольным фирмам-однодневкам, принимая в качестве обеспечения бочки с водой, которые выдавались за ценную химическую продукцию. Как можно было не вскрыть такую схему по горячим следам, не вполне понятно — возможно, дело просто в том, что к каждому банкиру невозможно приставить контролера из ЦБ или оперативника из следственных органов. Лишь спустя год после отзыва лицензии Следственный комитет возбудил уголовное дело и о хищениях на 5,6 млрд рублей в Финпромбанке, входившего в федеральный Топ-100 по активам и являвшегося основным владельцем оператора таможенных платежей «Таможенная карта».

Чем больше появляется подобных историй, тем чаще раздаются призывы ввести дополнительные, по сути, чрезвычайные, меры контроля за банкирами. Еще в сентябре 2016 года Эльвира Набиуллина в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным предложила ограничивать выезд за границу для руководства и совладельцев проблемных банков. В конце января эту инициативу поддержала Госдума. «Это может быть судебное решение, которое будет выноситься в упрощенном порядке, — заявил глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, говоря о возможных механизмах блокировки загранпаспортов. — Банк России, обладая полнотой информации о злоупотреблениях, может заранее сигнализировать в судебную систему, а те уже принимать решение о необходимости ограничения».

Однако в финансовом сообществе подобные меры не находят однозначного понимания, поскольку они могут войти в противоречие с принципом презумпции невиновности.

«Идея забирать загранпаспорта у владельцев и руководителей проблемных банков требует очень тщательной проработки, — считает Павел Самиев. — Прежде всего, как представляется, нельзя разделять банкиров или даже в целом представителей финансовых лицензируемых компаний и бизнесменов из других сегментов экономики. Если ставится вопрос о нарушении законодательства, в частности, о выводе активов, то совершенно нет разницы, какой деятельностью занимался подозреваемый — банк у него был или какая-нибудь мебельная фабрика. В таких случаях должен быть единый подход и единая процедура действий правоохранительных органов. Свои механизмы действий в таких случаях есть и у регулятора финансового рынка, который должен взаимодействовать с правоохранителями. В любом случае необходимо исходить их презумпции невиновности, и до предъявления обвинений ограничивать право собственников или руководителей банка на выезд за рубеж выглядит излишним».

У ЦБ, напоминает Самиев, и так уже есть «черный список» финансистов — база данных лиц, чья деловая репутация признана не соответствующей требованиям законодательства; по состоянию на 1 января в нее были внесены почти 5800 человек. Хотя причины появления инициативы превентивно отбирать у банкиров загранпаспорта понятно, добавляет эксперт: многие махинации обнаруживаются существенно позже отзыва лицензий у банков.«Но в том и состоит задача регулятора — выявлять такие схемы заранее, — резюмирует Самиев. — Не бывает так, чтобы банк работал много лет, а потом в один прекрасный день его акционеры решили: сегодня мы выводим все деньги и расходимся. Если уже после отзыва лицензии оказывается, что банк занимался выдачей невозвратных кредитов, покупкой неликвидных бумаг и прочими сомнительными операциями, в большинстве случаев выявить их можно заранее. Хотя причины непринятия заблаговременных мер могут быть разными, и в защиту регулятора надо сказать, что в ряде случаев с акционерами и менеджментом банков ведется диалог об оздоровлении и ликвидации „дыр“, банки даже могут предпринимать определенные действия в этом направлении. Тем более, что осуществлять многие махинации сегодня стало существенно сложнее — например, создавать фиктивные депозитарии, то есть „рисовать“ на балансе банка ценные бумаги, которых вообще нет, больше невозможно. Стоимость „рисования“ отчетности в целом стала выше».
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/02/22/bolshaya-bankovskaya-chistka-blizkiy-konec-vnov-obyavlen-no-pridet-neskoro



Категория: Новости из газет | Просмотров: 1095 | Добавил: Sacha | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0



Имя *:

Решите пример*:
(ответ цифрой)






 


Мини-профиль



Логин:
Пароль:
Полезные фирмы
Новые объявления
Новые фирмы
Погода в Усмани

Тел.: 8-920-244-92-35; 8-910-258-74-33. Е-mail:  usman48ru@yandex.ru; usman48@bk.ru
Усмань 48 - современный информационно-справочный городской портал города Усмань Липецкой области.
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии и информацию пользователей.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.