Сегодня Липецкая область празднует свое 60-летие - 6 января 1954 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о ее создании. В состав нового региона вошли земли и населенные пункты Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Но почему именно Липецк был выбран административным центром нового региона, ведь среди вошедших в него городов были Елец, Данков, Усмань, Лебедянь, Задонск – населенные пункты с богатой историей и многовековой городской культурой? Елец так и вовсе был столицей древнерусского княжества. Липецк же до 1954 года лишь однажды мог стать губернским - сразу после революции 1917-го, когда тамбовский губисполком (Липецк был уездным городом Тамбовской губернии) потерял контроль над регионом а липецкий — напротив набрал силу. Тогда липчанам помешал комплекс глубоких провинциалов, и липецкие революционные депутаты отказались от предложения управлять огромной губернией, включая всю нынешнюю Тамбовскую область. К 50-м годам прошлого века Липецк, выросший из села и заводской слободы, оставался небольшим городом с населением 38 тысяч человек, в то время, как соседний Елец насчитывал больше 120 тысяч горожан. Впрочем, в Липецке к тому моменту действовали ЛМЗ, нынешний НЛМК, металлургический завод «Свободный Сокол», радиаторный завод, и сложился целый, как модно говорить сегодня - металлургический кластер. Стране же требовался, как, опять же, модно сегодня говорить — могучий рывок. Правительство разглядело в Липецке мощнейший металлургический потенциал и решило создать новую административную единицу. Правда, ее центром первоначально планировалось сделать Елец, и новая область должна была носить название Елецкой.
- В самом деле, в то время рассматривался вопрос о создании Елецкой области с центром в Ельце, - рассказывает руководитель Фонда научного краеведения Игорь Козмирчук. - Елец был крупным городом с богатейшей историей и мощным экономическим потенциалом. Стоит заметить, что Елец в 1846 году был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В Ельце в 1888 году был построен первый в России элеватор, развивались торговля, банковское дело, кожевенная промышленность, было налажено производство махорки. Часть всего этого осталась и после революции. Кроме того, город являлся крупным железнодорожным узлом с соответствующей инфраструктурой, в Ельце было много училищ, больниц, в 1939 году был создан педагогический институт, одним словом все было готово для того, чтобы вокруг него началась складываться целая область. И самое главное, в планы Совмина РСФСР входило строительство металлургического завода в Ельце! Причем планировалось развитие не черной металлургии, которая обосновалась в соседнем Липецке, а цветной. В Ельце собирались строить меднолитейный завод, который функционировал бы на привозном сырье. Но для любого металлургического производства в то время требовалось много воды. А для создания водохранилища нужно было перекрыть Быструю Сосну, с затоплением Засосненской части и переселением оттуда людей...
Взвесив все «за» и «контра», руководство страны посчитало это слишком затратным. После чего внимание обратили на Липецк, с уже развитой металлургической инфраструктурой и имевшимся ЛМЗ, который решено было довести до уровня гиганта индустрии, что и осуществилось.
- Удивительно, но Липецку дважды дала мощный толчок металлургия, - продолжает Игорь Козмирчук. - Есть некая историческая закономерность: в начале XVIII века Петр I ведет активные боевые действия на Юге и на Севере государства, появляется потребность в развитии металлургии для, прежде всего изготовления вооружения, и появляется на карте страны металлургический Липецк, то есть, изначально Липская слобода с заводами. Проходит 76 лет, слобода становится уездным городом Липецком, но металлургия, дав ему жизнь, практически умирает. Спустя 175 лет в уже совсем другом государстве, СССР, снова появляется потребность в металлургии, что дает новый толчок развития сначала городу а затем и всему региону. Все пути сходятся здесь, в Липецке: рядом Курская магнитная аномалия, сырьевая база Белгородской области, удобные транспортные развязки — пересечение дорог между Севером и Востоком, Западом и Югом. Очень быстро был произведен «передел» соседних с липецком территорий и начал рождаться новый административный центр с крупнейшим металлургическим гигантом.
Причем, по словам Игоря Козмирчука, территории эти были, можно сказать «бросовыми» для соседних областей. Они являлись их глухими окраинами, а став районами новой области, причем расположенными близко к «столице» - областному центру, они оказывались в выигрыше. gorod48
|