думайте
| Дата: Четверг, 14.11.2019, 18:01 | Сообщение # 1
|
Гости
| Очень часто будущие святые, не имея духа соревновательности, плохо усваивали грамоту. Учение давалось туго и отроку Варфоломею (Сергию Радонежскому), и будущему святителю Ионе – митрополиту Московскому, и Феодосию Печерскому, и Иоанну Кронштадтскому. Но благодаря их непрестанным молитвам, каждый из них преодолел этот рубеж и в дальнейшем уже имел попечение Божие во всех трудах и науках. Случалось и наоборот – ребёнок, отличающийся редкой понятливостью и бойкостью ума, вдруг утрачивал все свои способности, становясь «дурачком», подобно Иоанну Устюжскому, прославившемуся в 12 лет, как Христа ради юродивый. Юродство не завидует, а живёт по заповедям Спасителя: «Блаженны нищие духом» и сорадуется успехам ближнего, что даётся с большим трудом взрослому человеку. Сострадание – человеческий закон поведения, необходимый для выживания вида, ему можно и нужно учить, сорадование сверхчеловеческая способность, а не закон, научить этому нельзя, можно лишь учиться. «Сострадают люди – сорадуются ангелы» (Жан Поль Рихтер – немецкий писатель 1763-1823). Взрослому человеку, чтобы искренне сорадоваться необходима огромная работа по самосовершенствованию, преодолению себялюбия, доступная немногим, в то время как ребёнок способен сорадоваться естественно. Книга Веры Абраменковой «Сорадование и сострадание в детской картине мира» объясняет природу детской святости с позиции психологии. Автор этой книги является глубоко верующим человеком. Проделанные на протяжении долгих лет наблюдения за детьми и экспериментальные игры с ними привели её к выводу, что психологическое развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, начиная с внутриутробной стадии. Совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни, называется онтогенезом. Но это чисто теоретическое понятие, предполагающее, что на человека не будет влиять никакое внешнее воздействие, а только внутренние процессы, связанные с его природой. Зародившаяся жизнь теснее всего связана с матерью. С её кровью и молоком ребёнок всасывает всё хорошее и плохое. Не родившийся ребёнок слышит и музыку и пение матери, а если мать посещает церковь, и церковное пение и службу. Улыбается мать – улыбается и ребёнок. Радуется мать – радуется и ребёнок. Ребёнок любит свою мать от рождения за её заботу и ласку. А если в семье ребёнку прививается и любовь к Богу, то она распространяется и на всех окружающих. Сострадать мы способны все, а вот сорадоваться могут только дети. Сострадание свойственно даже язычникам. Состояние катарсиса (что по терминологии Аристотеля означает страх и сострадание) использовалось в древнегреческой трагедии для «очищения духа». А сорадование соответствует заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». Ребёнок радуется за своего ближнего, потому, что не отделяет его от себя. А мешает сорадоваться зависть, которая есть смерть. Первоубийца Каин позавидовал брату своему и совершил преступление. А ведь и он был когда-то ребёнком. Душа ребёнка не научена соревновательности. Само это слово означает ревновать, то есть завидовать. Первое, что обнаруживается: святые дети – это вымоленные и Богом данные дети при полной невозможности их появления на свет. Они – плод долгих молитв своих родителей, и потому после рождения они посвящаются Богу. Для такого ребёнка с ранних лет характерно особое благочестие: строгий пост, усиленная молитва, иной образ жизни, чем у сверстников. Общей чертой для таких детей является благочестивая семья, в которой ребёнок с первых дней приобщается к молитве. Однако и здесь есть исключения: будущий Феодосий Печерский тяжко страдал от своей собственной матери, которая избивала его, заковывала в кандалы, отвращая от избранного пути, не пуская в монастырь. Для таких детей характерно общее отрицание традиционной детской жизни, уклонение от игр, забав. Почти в каждом житии, имеющем описание детских лет святого, присутствует замечание об отвержении ребёнком всех форм ребячливости, детскости. Отсюда неизбежное одиночество ребёнка в детской среде, где он часто бывает изгоем. Такой ребёнок как бы «не от мира сего». На протяжении всей истории человечества мы встречаем таких детей. Читать полностью: http://www.baltwillinfo.com/mp10-10/mp-16.html
|
| |  |
|